Сериал Алекса Гарланда — туманный, холодный и странный слоубернер, впитавший в себя все любимые приемы постановщика. Гипнотичная «линчевская» камера облетает интерьеры, отделанные золотом. В лесу стоят деревья с нимбами, а среди них — инфернальный Ник Офферман (фактурный Рон Суонсон из «Парков и зон отдыха»). Его персонаж построил огромную статую погибшей в аварии дочери. Полное страха лицо девочки видно из любой точки города, а ее имя знают все, ведь глава гигантской корпорации Amaya — скорбящий отец, сделавший из своей трагедии шоу.

Стоит быть готовым к недружелюбности местного сюжета. Он искусственно запутан, а четких объяснений никто не даст. Таймлайн постоянно скачет туда-сюда, а реальность героев перемешивается с их внутренним миром. Слои повествования накладываются друг на друга, причем не всегда аккуратно. Все усложняется еще сильнее после того, как в повествование Гарланд добавит флэшбэки и просчитанные машиной туманные обрывки исторических событий. В этом и заключается одно из главных достоинств и недостатков Devs — необычная подача истории. Претенциозный режиссер ведет свою игру и, соглашаясь на нее, вам придется быть не только внимательными, но и додумать многое самостоятельно.

Парня главной героини Лилли (Соноя Мидзуно) берут в секретное IT-подразделение корпорации Amaya. После первого рабочего дня возлюбленный Лилли погибает при странных обстоятельствах. Все выглядит как самоубийство, но героиня не верит официальной версии и сама того не понимая ввязывается в опасное расследование, от которого, в итоге, будет зависеть судьба всего мира.

Местами сериал очень напоминает злоключения Элиота Алдерсона из «Мистера Робота». Часто посыл и интеллектуальность ставятся выше живых эмоций, герои изо всех сил борются с явным выражением чувств, а повествование усложняется настолько, что становится громоздким и движется очень медленно. При этом персонажи не развиваются, или развиваются очень медленно, из-за чего становятся похожи на шахматные фигуры и простые сюжетные инструменты.

Гарланд, как и Сэм Эсмейл, мастерски может удерживать внимание зрителя, и старается удивлять даже в моменты, когда на экране вроде бы ничего не происходит. То тревожный визуальный образ подкинет, то намек на будущее развитие событий, то молчанием и длинным планом скажет больше, чем страницей диалогов.

Грубого насилия режиссер тоже не стесняется. Жестких моментов в сериале будет немало и все они в сюжете присутствуют не просто для галочки. Гарланд — не Гаррет Эванс, но все равно умело работает с жестокостью. При этом часто сцены с насилием смотрятся комфортнее, чем сцены пребывания двух влюбленных в одной квартире.

Это полностью авторский сериал, как третий сезон «Твин Пикс». Гарланд написал сценарии для всех эпизодов и сам же снял. Постановщик не церемонится со зрителем (как и Линч) и рассказывает свою историю, используя удобную для него структуру и темп (жаль, что это не всегда идет на пользу). Если вы согласны с выбором автора — сериал пролетит на одном дыхании. Но если вас что-то не устраивает — будете постоянно спотыкаться.

По мере движения истории Devs несколько раз превращается из детективного техно-триллера в самый настоящий хоррор новой волны и обратно. При этом как таковых хоррор-элементов в сериале нет, а весь еле уловимый страх нагнетается благодаря нарастающей паранойе и чувству тревоги. Создается ощущение, будто смотришь на медленно сгущающиеся грозовые тучи.

Еще одна интересная особенность сериала в том, что главной фигурой повествования остается не упрямая героиня Лилли, а антагонист Форест (тот самый Ник Офферман) представляющий собой то ли гениального творца, бегущего за богом, то ли зацикленного безумца, потерявшего всякую связь с реальностью. Скорее всего, даже сам режиссер до конца не решил, кем является Форест на самом деле и оставил все как есть.

Это не типичный образ злого миллиардера в костюме, который нам часто предлагают в кино и даже не модный сейчас образ миллиардера в футболке. Это сложный, закрытый, страшный и усталый человек с мешками под глазами, скорбящий по дочери.

При этом сам Офферман, как и все остальные актеры в сериале, работает минималистично. Игрой он поддерживает общую атмосферу с ее напряжением и непониманием. Молчаливость работает на историю почти как у Николаса Виндинга Рефна и Ноя Хоули. А за счет Гарлендовских образов, режиссуры и игры света, сцены обретают нужную глубину (которой, подозреваю, может и не быть).

Devs — интересное развитие Алекса Гарланда как режиссера. Это напряженный, тягучий сериал, раскрывающий серьезные психологические и социальные проблемы, сквозь призму то ли сна, то ли симуляции, то ли яви.

Может, сквозь все и сразу.

Режиссер не держит зрителей за дураков, ничего не упрощает и не разжевывает по десять раз. В этом главное достоинство сериала. Он — честный. Он — такой, каким видит его автор. Если история сработает на вас в начале, вы пройдете этот необычный эмоциональный путь до конца. Если же Devs на вас не сработает — опыт от просмотра все равно останется с вами надолго.

Разве не для этого существует кино?

Владимир Шумилов